Элитные присадки и добавки в топливо и масло.
Класс Премиум.

Опт/розница. Нал/безнал. Вакансии для дилеров.

Отзывы
Купить
Тест-драйв
Полезно знать
Форум
Новости
Закрыть

Бензин. Дебаты о качестве

(2 голосов)
Бензин. Дебаты о качестве
15 Август
2014

Качество российского автомобильного топлива. Обсуждение этой проблемы в бизнес-кругах, в эшелонах власти и в самом обществе идет не первый год. Пока государственные мужи думают над тем, как поднять характеристики отечественного бензина до европейского уровня, сам российский автомобилист задается куда более приземленными вопросами. Как не нарваться на «суррогат»?

Кто производит, и кто продает действительно качественный бензин? Отличается ли качество топлива на разных АЗС, или «все льют из одной бочки»? Все эти вопросы не выдуманы. Мы взяли их на одном из городских автомобильных Интернет-форумов. Вокруг этой тематики всегда разгораются жаркие споры. Честно говоря, даже жаль, что продавцы нефтепродуктов редко принимают участие в этих виртуальных дебатах, поскольку в результате таких обсуждений и формируется коллективное мнение автомобильного сообщества. Это коллективное мнение обрастает мифами и слухами, которые, как правило, не имеют к реальности никакого отношения. Мы собрали самые обсуждаемые вопросы и попросили руководство сети АЗС «Трансервис» их прокомментировать.

Ежемесячная потребность Новосибирска в автомобильном топливе — 30 000 тонн. По данным статистики, в минувшем месяце в город поступило 1 400 тонн так называемых «жидких продуктов пиролиза», грубо говоря — ацетона. Эти 1 400 тонн были успешно реализованы через городские АЗС и наверняка доставили массу проблем автомобилистам, заправившим свои автомобили этим «суррогатом». Как видите, проблема некачественного топлива сегодня по-прежнему актуальна, как никогда. Соответственно один из самых актуальных вопросов:

Как защитить себя от суррогата?

Один из самых простых и в то же время самых эффективных способов навсегда обезопасить себя от покупки некачественного бензина, — заправляться только на АЗС, принадлежащих крупным операторам рынка. Компании, для которых торговля нефтепродуктами является долгосрочным бизнесом, а не разовой акцией, не станут заниматься продажей низкокачественного топлива. Кроме того, вы никогда не нарветесь на некачественное топливо, если не будете стараться купить его по цене ниже рыночной. Если продавец на АЗС завлекает вас скидками по 2,5 рубля с одного литра, вам следует насторожиться: «А почему, собственно, одинокая автозаправочная станция может себе позволить продавать топливо по таким ценам, а крупная компания, закупающая топливо напрямую у производителей и в очень больших объемах (а следовательно, по максимально выгодной цене) не может предоставить такую скидку?»

Отличается ли российское топливо от европейского?

Естественно, качество российского топлива отличается от качества европейского топлива. С чем это связано? С тем, что российские нефтеперерабатывающие заводы до сих пор не перешли на производство бензинов и дизельного топлива, которое отвечало бы нормам Euro III и Euro IV. Впрочем, и спрос на эти виды топлива пока очень невысок, поскольку двигателей, которые отвечают этим нормам в сибирском регионе, пока очень мало. Следует отметить, что по своим физическим качествам, по октановому числу российский бензин ни в чем не уступает европейскому топливу. Более того, на российском рынке разработана более четкая классификация марок бензина по октановым числам, чем в Европе. В то же время российский бензин уступает европейскому по таким важнейшим показателям, как содержание бензола и серы. К примеру, в Европе содержание бензола в бензине не должно превышать 0,8—1%. В российском топливе допускается более высокая концентрация — до 5% бензола. Именно бензол является главной причиной повышенного нагарообразования в камере сгорания двигателя, что в свою очередь приводит к ухудшению его эффективности, а также снижает экологические показатели работы двигателя.

Различается ли качество топлива у разных отечественных производителей?

Да, различается, и очень сильно. Одним из самых передовых нефтеперегонных заводов в России является Сургутский НПЗ. Этот завод производит топливо, которое максимально приближено по своим характеристикам к европейскому уровню. В частности, по паспорту сургутский бензин «Регуляр АИ-92» содержит всего 1,9% бензола, в то время как у других производителей этот показатель может достигать по факту 3% и выше. Массовая доля серы в сургутском бензине равна нулю (максимально допустимое содержание — 0,05%), у других производителей в бензине сера присутствует в незначительных количествах. Почему это возможно? Сургутский НПЗ использует более качественное и более чистое сырье — газовый конденсат. Если из одной тонны нефти при перегонке получают не более 300 литров бензина, то из тонны газового конденсата — около 800 литров. Кроме того, Сургутский нефтеперегонный завод — одно из самых новых предприятий топливного рынка России. Оно оснащено более современным оборудованием и использует более современную технологию производства бензина. Это позволяет добиться более высокого и стабильного качества выпускаемого топлива. У Сургутского нефтеперегонного завода покупают топливо лишь 7 российских компаний. В Новосибирске — только одна: компания «Трансервис». Сегодня 80% бензина, продаваемого через сеть АЗС «Трансервис», произведено Сургутским нефтеперегонным заводом. Также компания «Трансервис» закупает топливо на Омском и Ачинском НПЗ.

Отличаются ли бензин, произведенный по ГОСТУ, и бензин, произведенный по ТУ? Какой из них качественней?

Разница между бензином, выпускаемым по ГОСТу и по ТУ, есть. Однако нельзя однозначно утверждать, что бензин, произведенный по ТУ, хуже или лучше бензина, который производится по ГОСТу. Чтобы делать такие выводы, необходимо тщательно проверять паспорта на топливо и сравнивать все показатели. Некоторые производители топлива, работающие по ТУ, устанавливают более жесткие требования для своего топлива, чем требования ГОСТа. Помимо заявленных в документах показателей, необходимо также сравнивать фактические показатели по составу топлива.

Производители бензина заявляют, что ухудшение качества топлива происходит, якобы, на самой последней стадии его доставки до потребителя — на АЗС. Так ли это на самом деле? Какие меры предпринимаются для того, чтобы сохранить качество топлива на всех этапах транспортировки?

Действительно, в процессе транспортировки качество топлива может ухудшиться. В частности, может измениться химический состав топлива, к примеру, из-за того, что высокооктановый бензин зальют в цистерну из-под низкооктанового топлива. В результате этого может снизиться октановое число. В некоторых случаях может произойти ухудшение и физических показателей: в состав бензина может попасть вода или посторонние механические примеси. Чтобы этого не произошло, и чтобы бензин низкого качества не попал на АЗС, компания «Трансервис» заключила договор с независимой лабораторией, аккредитованной Росстандартом. Эта лаборатория контролирует качество бензина и дизельного топлива на всех этапах транспортировки нефтепродуктов:

  • при приемке вагонов,
  • при сливе в резервуары,
  • при отпуске из резервуара,
  • непосредственно на АЗС из танка и непосредственно из заправочного пистолета.

Такая система контроля дает полную уверенность в том, что компания получает от производителя и продает автовладельцам только качественное топливо. К тому же конкуренция между заводами в последнее время очень высока, и производители топлива в последнее время также стали более тщательно следить за качеством отпускаемой продукции.

Отличается ли качество топлива на разных АЗС города?

Безусловно, качество топлива на разных АЗС отличается. Как следует из всего уже сказанного выше, очень многое зависит от поставщика топлива, с которым работает продавец. Испортить изначально качественное топливо, если на это нет специального умысла, при современном уровне оборудования на АЗС и правильно организованной системе контроля практически невозможно.

Каким образом «суррогат» попадает на автозаправчные станции?

Нефтеперегонные заводы, помимо автомобильного топлива, производят нефтепродукты и бензин, не предназначенный для использования в качестве автомобильного топлива. Эти нефтепродукты используются как сырье в химической промышленности, соответственно, они намного дешевле автомобильного бензина. Нечистые на руку продавцы закупают эти продукты и продают как топливо. Естественно, винить производителя в этом не нельзя, поскольку он не в состоянии отследить, куда уходит каждая партия. В то же время наладить контроль за оборотом таких нефтепродуктов можно. Однако решать подобные вопросы надо на уровне государства. Пока есть возможность продавать под видом бензина откровенный «суррогат», всегда найдутся желающие заработать на этом. Попытки отдельных регионов принять законы, предусматривающие материальную ответственность за торговлю некачественным топливом, пока не увенчались успехом. Правовых норм, по которым можно было бы подвергнуть серьезному наказанию продавцов «суррогата», в стране до сих пор не существует. Между тем, продажу некачественного бензина в полной мере можно расценивать как нанесение умышленного вреда чужому имуществу, поскольку в результате его использования владелец автомобиля может понести серьезные материальные издержки, связанные с ремонтом топливной системы. Если речь идет о современном двигателе иностранного производства, стоимость ремонта составляет несколько тысяч рублей.

Источник